Из года в год священный ритуал повторяется — мы покупаем новую часть FIFA, получая большой апдейт с составами команд, обновлением лиг, кубков и рейтингов. В прошлом году игра сделала приятный качественный скачок, ведь её полностью перенесли на движок Frostbite, что прежде всего сказалось на крупных планах игроков: лица и анимации стали ощутимо лучше, чем когда-либо.
Сказался Frostbite и на физике. Мы отмечали заметную разницу в этих аспектах, но были и характерные проблемы: пробежки сквозь судью, нереальные заплетания ног и пролеты мяча сквозь некоторых игроков. Нам очень хотелось узнать, как обновят проект разработчики из спортивного отделения EA в этом году.
Графически FIFA 18 на PS4 выглядит отлично: футболисты и тренеры уже настолько похожи на настоящих людей, что вполне реально перепутать игру с трансляцией футбольного матча. Трибуны действительно ожили, стадионы, погодные эффекты, мяч (в игре есть официальный мяч KRASAVA от Adidas) и газон — все выглядит замечательно. Особенно симпатично смотрится игра на PS4 PRO в 4K — здесь просто не к чему придраться: всё буквально на высшем уровне.
Стадион стал еще более живым, чем раньше. Играя за клубы с сильной фанатской базой, вы будете не только слышать фирменные кричалки, но и видеть фанатское безумие, вроде туалетной бумаги и обрывков баннеров, которые долетают на поле. Играя в Мэйджор Лиг Соккер (как понятно из названия, речь идёт об Американской лиге), мы довольствовались остатками конфетти после красивых церемоний открытия матча. Всё это безусловно придаёт большей атмосферности происходящему.
В динамике футбольных баталий может быть сложно обратить внимание на графическую составляющую, поэтому чаще всего она раскрывается во время катсцен. Не поленитесь и покрутите камерой во время повтора, переключайтесь между игроками и посмотрите насколько круто это сделано.
Но вообще, в FIFA 18, к сожалению, приходится довольствоваться лишь “косметическим ремонтом”, так как разработчики не стали добавлять в игру реальных инноваций. Все прошлогодние нововведения, вроде пены и подачи штрафных с угловыми, остались без изменений. Из отличий, пожалуй, стоит отметить вновь обновленные пенальти. К пробитию этого стандартного положения приходится привыкать и даже учиться заново.
В остальном игровой процесс мало чем отличается от FIFA 17. Режим The Journey пошёл на второй сезон. Авторы пытаются заинтересовать сюжетом, но в очередной раз он оказывается пустышкой, которая не цепляет. Сценаристы упорно водят за ручку, пытаются удивить поворотами и добавляют “Санта Барбары” с возвращением отца, разборками с агентом и тасовкой клубов, лишая игрока реального выбора или обесценивая решения, принятые несколько матчей назад. The Journey выглядит как пресный набор клише, и попросту непонятно, зачем было вкладывать столько времени и сил в создание целого режима, второй год подряд пытаясь накрутить драмы на пустом месте. К сожалению, каждый раз включая его быстро ощущаешь себя в коридоре, где все двери закрыты и лишь свет в конце тоннеля освещает путь Алекса Хантера.
Другие режимы тоже практически не поменялись, поэтому вы все так же открываете бустеры в FIFA Ultimate Team и собираете идеальный коллектив, играете за самого себя в карьеру или становитесь тренером, включаете мультиплеер или развлекаетесь с друзьями — всё равно вся игра упирается в геймплей, который един для всех.
Однако в игре появились пресс-конференции, а также специальные красивые подписания игроков. Несколько турниров получили лицензированное оформление. Теперь сразу пять лиг можно считать реалистично воссозданными с точки зрения трансляций: Английская Премьер Лига и Кубок Англии, MLS, Испанская Примера и Немецкая Бундеслига.
Русские комментарии в исполнении Константина Генича и Георгия Черданцева дополнились и обновились. Озвучка стала полнее и лучше, локализация как всегда на высоком уровне: меню, текст и голоса переведены отлично. Кстати, приятный сюрприз ждет всех игроков в коробке с игрой: специальная скидка 20% на следующую покупку в онлайн-магазине компании adidas. Такой вот локальный бонус.
Немного странно настроены некоторые игровые моменты. Мы обратили внимание на огромное количество попаданий в перекладину и штангу. Причём это заметно как в игре, так и в тренировках. Иногда кажется, что попасть в небольшую штангу проще, чем в ворота шириной 7,32 метра.
Искусственный интеллект стал слабее. Уровни, по нашему наблюдению, опустили на планку вниз. В итоге мировой уровень стал походить на профессионала. При этом игра замечает, если вы играете сильнее, и предлагает поднять уровень.
Компьютер пытается бить по воротам из всех позиций. Это начинается в пределах штрафной и вместе с немного возросшей динамикой выглядит странно. Опять же, центр поля проходится обеими сторонами крайне быстро, и как таковой тактической игры с построением и игры в центре поля мы не заметили.
И если говорить о скорости, то FIFA 18 стала походить на теннисный матч, где вы выступаете в роли судьи на вышке: мяч слева — мяч справа — слева — справа. Хотя, быть может, для кого-то это плюс.
А вот то, что ухудшилась игра компьютера в обороне и совершенно бесполезно стало сдваивание защитников в плюсы записать точно не получится. Если вы играете за отдельного игрока, абсолютно всё стал решать тайминг нажатия на кнопки, который работает не очень интуитивно, и даже опытный игрок не сможет нормально подкатиться или осторожно отобрать мяч. Операция закончится либо провалом, либо фолом и карточкой.
Невероятно слабая игра вратарей также не может не разочаровывать. Если мяч не летит в штангу, то это, с большой долей вероятности, гол. И не имеет значения откуда вы пробили: из пределов штрафной или с 30 метров. Если удар точный и сильный, он в воротах. Вратари берут только слабые удары и стабильно хорошо играют на выходах во время стандартных положений. Впрочем, и на выходах у них случаются ошибки.
Также разочаровывают частые баги с сетевой игрой, особенно в режиме Pro Clubs, где сражаются команды 11 на 11 реальных пользователей онлайн, но есть возможность и играть неполными составами. FIFA 18 обожает выбрасывать игроков из матча, в том числе капитанов, после чего могут произойти другие ошибки, вроде невозможности отредактировать схему команды.
Всё тот же FUT с майнингом коинов и открытием бустеров. Играть в FUT, проводить матчи и создавать идеальную команду не так интересно, как вскрывать бустеры и вылавливать дорогих игроков на продажу и перепродажу. Но стоит отметить, что сюда добавили режим Squad Battles, аналог Weekend League, но против ИИ. Здесь приятные призовые, если играть с хорошей сложностью.
Также нельзя не отметить “Кумиров”, которых в этом году добавили на все платформы, что будет значительным плюсом для фанатов FUT.
Перейдя на современный движок в прошлом году, FIFA 17 порадовала большинство фанатов — нововведения были приняты на ура, но в FIFA 18 только мяч Кубка конфедераций может сказать нам “Красава”, тогда как сама игра получилась недоработанной. Возросшая скорость отразилась на качестве геймплея, ИИ стал слабее в защите и вратари стали играть хуже, редко летая за мячом, уровни по ощущениям стали легче, а мяч все чаще несется в штангу. Хорошо, если бы дело заканчивалось только штангами и перекладинами, но нет. Счета вроде 5-1, 6-3, 7-7 и другие крупные тут частое дело. К сожалению, FIFA 18 работает только с атакой и совершенно обесценила защиту. И хотя на момент написания обзора вышло уже несколько полноценных патчей, ситуация изменилась слабо.
***
Все эти недоработки и отсутствие реальных инноваций, включая набивший оскомину сериал про Зиту и Гиту Хантеров, приводят к тому, что старые фанаты, скорее всего, не будут “залипать” за игрой как раньше, а лишь включат FIFA 18 на 2-3 матча вечером перед сном. А кто-то по привычке продолжит открывать бустеры в FUT, чтобы собрать идеальный коллектив или заработать на дорогих игроках. Даже несмотря на потрясающую графику, звук, атмосферу и локализацию игра уже не вызывает тех эмоций, как в прошлые годы. Осталось только дождаться расширения с Чемпионатом Мира 2018 в России. Всё-таки нас в этом году особенно волнует именно эта часть игры… Возможно, к его появлению разработчики поправят самые очевидные просчеты.
Также стоит отметить версию FIFA 18 для Nintendo Switch. Графически она выглядит несколько слабее, чем игра на PS4, но при этом значительно лучше, чем версия для PS3. По сути перед нами отдельная версия c графикой, которая совмещает элементы с разных поколений и некоторые собственные ассеты.
Художники использовали наработки версии для PS4, вроде характерного — объемного — газона с прорисованными травинками. Но при этом модели персонажей и анимация были позаимствованы с версии для PS3. Разработчики все же заменили текстуры на более детальные версии с увеличенным разрешением и добавили некоторые современные эффекты, из-за чего футболисты на Switch выглядят ощутимо реалистичнее и объемнее, чем на консолях прошлого поколения.
То же самое относится к системе освещения, которая использует физически корректный рендеринг, из-за чего поле и стадионы смотрятся реалистично. Жаль только, что Switch не потянула объемных зрителей, но это очевидная жертва, на которую пошли разработчики для достижения честных 1080p и 60FPS в стационарном режиме.
Также важно отметить, что во время заставок фреймрейт падает до 30 FPS с ощутимыми подлагиваниями в особо нагруженных местах. К счастью, это касается только скриптовых сцен и не распространяется на игровой процесс.
В портативном режиме игра работает в 720p / 60FPS и смотрится шикарно по меркам формата. Разницы в детализации между портативным режимом и стационарным мы так и не обнаружили.
Из-за разных движков версия FIFA 18 на Switch не получила некоторые режимы и возможности аналога с PS4. The Journey был вырезан, но он по большому счету не нужен, а вот отсутствие удобной системы приглашений по сети — явное упущение. В результате вы не можете играть против друзей в онлайне и вам лишь остается играть с незнакомцами. Либо приглашать друзей в матч по локальному мультиплееру…
Кроме того, из версии игры для Switch пропало множество деталей типа трансферных переговоров и командных испытаний. Тем не менее, все основные режимы, вроде карьеры, быстрого матча, турниров, FUT и сезонов, на месте, но отсутствие дополнительных возможностей, доступных пользователям версий для PS4 и Xbox One, негативно сказывается на итоговом впечатлении. А если вы покупаете FIFA только ради онлайнового мультиплеера с друзьями, то и вовсе будете разочарованы. Возможно, некоторые моменты будут исправлены в дальнейшем. На данный момент, однако, это лучшая портативная версия FIFA в истории. И если вы готовы жертвовать всем перечисленным выше ради возможности поиграть в дороге, то можете покупать. В противном случае лучше взять игру на PS4 или Xbox One.