Если для игровой индустрии применим термин “работа над ошибками”, то в случае со студией Rebellion Developments он подходит на сотню процентов. После трех игр из основной серии и ответвления про армию зомби британцы сделали не только технический апгрейд, но и пересмотрели принципы работы собственной игровой вселенной. Sniper Elite 4: Italia теперь больше напоминает Metal Gear Solid V: The Phantom Pain с его открытой структурой миссий, оставив в прошлом корявую анимацию, технические условности и загнанный в рамки бетонных блоков геймплей. Жаль лишь, что проблемы с хит-боксами и тупым AI никуда не делись, но об этом мы поговорим отдельно.
События Sniper Elite 4 переносят нас в солнечную Италию, где отряды повстанцев оказывают ожесточенное, но практически безнадежное сопротивление нацистам. Главный герой серии Карл Фейрберн присоединяется к одному из отрядов партизан и при помощи новых товарищей выполняет серию специальных заданий по подрыву нацистской военной машины, готовя плацдарм для высадки союзников в Нормандии. Так как для нас сопротивление в Италии выглядит незначительным и малоизвестным событием на карте борьбы с нацизмом в Европе, то о художественной первооснове, в отличие от прошлых частей серии, где Карл сражался с советами за технологии Третьего Рейха, мы просто промолчим. Да это и не очень важно, ведь сюжет в мире Sniper Elite 4: Italia не представляет никакой ценности, несмотря на все ухищрения дизайнеров и сценаристов.
Представители сопротивления во главе с молодой девушкой, члены мафии и перебежчики, равно как и их многочисленные противники, выглядят блекло и невнятно. Мотивация героев, кроме борьбы с фашистами, недостаточно проработана, героизм союзников преувеличен, как и заслуги в победе, а заставок и хлипких диалогов явно мало для того, чтобы считать историю глубокой и удавшейся. Впрочем, мы никогда и не играли в Sniper Elite ради сюжета и вам не советуем.
Сюжетная кампания разделена на 8 заданий, предлагающих посетить разные части небольшого итальянского острова, охватывающих разное время дня и элементы окружения от центрального города, старых крепостей и современного порта до непролазных лесов и деревенских окраин. Перед началом каждой миссии вы общаетесь с членами отряда, получая необязательные поручения и дополнительные инструкции, способные упростить выполнение основного задания. На тактической карте отмечаются все ключевые точки и объекты, позволяя вам выбрать наиболее правильную последовательность действий и сделать само прохождение максимально индивидуальным. Сбор записок, разведданных и специальных предметов раскрывает отдельные элементы основной истории. Но выполнено это как-то неявно и никак не влияет на игровой процесс. Например, один из партизан говорит о том, что местный аббат сотрудничает с нацистами ради спасения монастыря. Исследуя многочисленные записки и вскрывая сейфы, вы выясняете, что аббат настоящий герой, спасавший мирных жителей и других партизан, прикрываясь сотрудничеством с оккупантом. Великолепная история, которая, кроме вздоха удивления главного героя, не имеет никаких последствий. Партизан, давший задание, забывает об аббате, всем остальным просто все равно.
Ладно, аббат, но, например, выполнив дополнительную миссию на уничтожение зениток или танкового взвода, вы должны получить хоть что-то за почти час кропотливых страданий, кроме нового уровня и очков опыта. Но игра, скромно демонстрируя ваши достижения парой строк на итоговом экране миссии, жадничает на скупой диалог, не говоря о влиянии вашего подвига на дальнейший игровой процесс.
К счастью, задания с открытом миром взяли все самое лучшее из Metal Gear Solid V. Теперь вы можете самостоятельно планировать операцию, кроме редких эпизодов, выбирая наиболее подходящий для вас стиль игры. Вся игра нацелена на великолепную песочницу. Вы можете тихо устранять врагов, а потом минировать тела, создавая многочисленные ловушки по маршруту следования техники и патрулей. Или атаковать набегами, используя укрытия, снайперские позиции и помещения. Например, в одном месте я заложил взрывчатку, заминировал подходы к дому и, дождавшись появления патруля, открыл шквальный огонь. Убрав первых атакующих, я отступил в дом, заманив их в ловушку. Прибывшее подкрепление было подорвано припасенным динамитом. И все это сопровождалось красочными взрывами и эффектами обновленной системы X-Ray.
Последняя является одной из самых сильных сторон игры, наглядно и очень детально демонстрируя разрушения костей и внутренних органов противника от взрыва или метко выпущенной пули, что придает игровому процессу максимальной кинемотографичности. Разбросанные кругом канистры и цистерны с топливом, а также манящие уязвимостью бензобаки и газовые баллоны лишь подчеркивают желание авторов сделать максимально насыщенный специальными эффектами игровой процесс.
От задания к заданию количество врагов и уровень сложности возрастает. Если в первых миссиях вы ограничивались столкновениями с обычной пехотой и редкими офицерами, то к середине появляются вызывающие подкрепление радисты, стреляющие сигнальными ракетами корректировщики, которые могут накрыть вашу позицию зенитным огнем, а также сверкающие оптическими прицелами снайперы. Им на помощь приходит десант и подготовленный спецназ, а также бронированная техника. Мощные танки уже не просто остановить метким выстрелом в бензобак, но и необходимо обездвижить точным подрывом гусениц или снайперским выстрелом через узкую щелочку в голову водителю. Добивается танк исключительно расположением взрывпакета на корпусе. Естественно, что в таких условиях цена ошибки значительно возрастает и стелс-прохождение становится приоритетным, особенно на высоких уровнях сложности. Спасибо, что у пистолета и винтовки есть бесшумные (дозвуковые) патроны, которые позволяют убирать цели без лишнего шума. Жаль, что их достаточно сложно найти.
Искусственный интеллект противника, как я уже упоминал выше, вызывает массу вопросов. С одной стороны, здесь есть отличные наработки. Офицеры отдают приказания солдатам, отсылая их на исследование подозрительного движения в траве, или боевые группы разделяются на отряды и пытаются окружить вас с разных сторон.
С другой стороны, в игре действует странная система обнаружения и тревоги. Если дозорный видит вас, то он указывает на вас пальцем и после этого о вашем местонахождении знают даже оказавшиеся за пределами видимости враги. Устранение дозорного не помогает – вы можете только спрятаться в траве или в доме, и нацисты будут осматривать точку, где последний раз вас видели. Если вы спрятались в траве, то считается, что вас не видно, даже если ваши голова и ружье торчат над редкими растениями. Убийство в рукопашную, которое теперь выполнено в X-Ray, из травы тоже считается стелсом. Например, вы подняли тревогу, собрав с округи десяток солдат, и успели спрятаться в густой траве. Начало зоны травы будет считаться местом вашего последнего обнаружения. Отряд из десяти противников будет стоять рядом и высылать по одному солдату на разведку. Как только разведчик будет подходить к зоне травы, вы можете использовать рукопашное устранение, убивая солдата на глазах изумленных товарищей. Но игра будет засчитывать это как стелс-убийство, а враг не будет вас видеть. Более того, если из тех же кустов бросить во врагов гранату, то после взрыва они разбегутся, и уровень угрозы уменьшится.
Я был свидетелем того, как офицер, которого необходимо было устранить по заданию, подошел к машине, за которой меня последний раз видели, метнул в нее гранату, раздался мощный взрыв, и он погиб вместе с передовым отрядом десанта. Миссия была выполнена.
Не меньше вопросов вызывает и система повреждений. В режиме X-Ray попадание валит наповал, но выстрел в обычном режиме из винтовки в голову может просто ранить. Иногда от попадания в шею у солдат взрывается граната, а выстрел в ногу засчитывается как попадание в голову. Остается надежда, что эти неприятные моменты будут исправлены со следующими обновлениями.
В Sniper Elite 4: Italia достаточно уровней сложности, но она значительно проще прошлых частей. Здесь нет читерских снайперов, патронов почти всегда полно, а, обирая врагов, почти всегда можно держать полным запас взрывчатки и медикаментов. Реалистичный уровень, учитывая задания на зачистку от отрядов врагов, может вызвать значительные сложности, но игра позволяет исправлять ошибки, просто отсиживаясь в кустах, пока спадет красный уровень тревоги.
Многопользовательский режим предлагает командные и одиночные состязания по выживанию, а также захват специальных точек-радиостанций. Впрочем, учитывая основные механики игры, большинство игроков предпочитают прятаться в кустах и на крышах зданий, надеясь увидеть команду врага в снайперский прицел. И хотя маскировка должна скрывать их от вашего взгляда, они прекрасно видны на просторных картах, в том числе и благодаря мерцанию в лучах солнца стеклянного объектива. Но все равно все лежат по разным углам карты и чего-то ждут, иногда отправляясь на разведку на четвереньках. Из-за этого и размаха карт играть через матч-другой в позиционные перестрелки становится просто неинтересно, хотя авторы не только смогли перенести X-Ray режим в его обрезанной версии, но и удержали высокий стандарт графики.
***
Sniper Elite 4: Italia — на данный момент самая красивая и проработанная игра серии, предлагающая хорошо выполненную песочницу, современную графику и действительно интересный с точки зрения тактики и вариативности игровой процесс. Безусловно, проблемы с искусственным интеллектом и кривая система хитбоксов разочаровывают, но есть надежда, что все будет исправлено патчем. Но даже в таком состоянии она доставляет наслаждение от игры в кошки-мышки и диверсионных операций против превосходящих сил пехоты и военной техники. Если вам понравился Metal Gear Solid 5 и вы хотели бы, кроме тактики, больше уклона в снайперскую стрельбу, то Sniper Elite 4 — лучший вариант для покупки.