Все
разговоры о «Казаках 3» неизменно упираются в требование срочно, прямо с
утра в понедельник, выпустить S.T.A.L.K.E.R. 2. Эпичность самих «Казаков» при
этом почему-то ставится ниже мрачного обаяния прогулок по Чернобылю. А зря:
анонс третьей части пролил цистерну бальзама на души всех, кто хоть раз травил
гренадерами соседей по сетке (но чаще, конечно, ИИ).
Что можно делать в интернете
Но
тут есть нюанс. «Казаки 3» — самый настоящий ремейк, а вовсе не продолжение.
Загрузка плеера…
Один в поле — казак
Мы
совсем недавно пропесочили Master of Orion
за напускное ретроградство: пока NGD Studios писали свой проект по заветам многолетней давности, жанр резко убежал вперед.
«Казаки 3» же и вовсе копируют первую часть. Вторую часть GSC Game World оставили за скобками: там были
неудачные опыты, опасные перекосы и вообще крамольный XIX век с его тотальным доминированием огнестрела.
► Редкий игрок в режиме стычек начинал партию без миллионов ресурсов и получасового перемирия. Зато потом уже творилось такое!
Только
«Казакам» не с кем ни стопку опрокинуть, ни помахаться на кулаках: все устало
разошлись по гробницам. Идейный источник игры — Age of Empires — давно пирует в Вальхалле. Command & Conquer расстрелян без суда и следствия.
Давайте еще Empire Earth вспомним и окончательно подавимся
пылью.
А
кто еще? В древнем жанре «строй базу — бей выродков» нынче хозяйничает один StarСraft
2, но они с «Казаками» живут в разных плоскостях. Все прочие RTS на рынке или ушли в острую
тактику с контрольными точками (Company of Heroes 2), или вообще раздумали строить
базы (Wargame: Red Dragon), или сгинули.
Только
4X поживает вольготно, вторгаясь в
смежные области (Stellaris), но то совсем другая песня.
Особое мнение
Признаться
честно, «Казаки 3» вызвали у меня противоречивые чувства. С одной стороны, к
нам вернулась легендарная игра в новой обертке, и это отличная новость для всех
поклонников серии. С другой стороны, я ждал от третьих «Казаков» гораздо
большего.
В
школьные годы я наиграл в оригинальную версию (а точнее, в три части первых «Казаков»)
пару тысяч часов, и до сих пор те «Казаки» входят в десятку моих самых любимых
игр. Именно поэтому я очень обрадовался новости о том, что GSC GameWorld
собирается дать легендарной игре новую жизнь!
Ожидал,
что «Казаки 3» сохранят все лучшие решения и фишки классической игры (так и
есть), но при этом в игру добавят ряд нововведений, которые уже встречались в
более поздних стратегиях GSC GameWorld. Например, боевой дух юнитов, режим
ближнего боя для всех стрелковых войск, лучшую анимацию постройки зданий,
уникальные модельки бойцов всех наций (это уже было в одном из пользовательских
патчей) и многое другое.
К
сожалению, ничего вышеперечисленного в «Казаках 3» нет. Баги, конечно,
разработчики скоро исправят, а вот свежего контента и реальных нововведений в
игре очень мало. Все те же юниты, те же здания и лишь двенадцать игровых наций.
А еще я до сих пор не понимаю, почему у Украины, Турции и ряда других стран нет
возможности перейти в XVIII век, хотя это уже тема для
другой дискуссии.
«Казаки
3» — долгожданный и красивый ремейк легендарной стратегии 2001 года, однако в
2016-м уже недостаточно сделать один лишь ремейк без всяких серьезных игровых
нововведений. Рад, что серия обрела новую жизнь, обещаю пристально следить за
дальнейшими действиями создателей и надеюсь, что в будущем «Казаки» станут
лучше!
Ростислав
Груби, главный редактор Natus Vincere.
Стартовые миллионы
Третьи
«Казаки» же работают как машина времени, не встречая конкуренции. Все их достоинства
и изъяны прежние. Вот бесчисленные крестьяне — тут их реально сотнями считаешь.
Эта орда крепостных (или батраков) добывает шесть ресурсов — еще один привет из
прошлого, когда «чем больше разных ресурсов, тем круче».
Потом
строятся городские центры, казармы, артиллерийские депо, конюшни, академии. Из
одних зданий лезут солдаты — лезут они по одному, но их быстро перестаешь
считать, ибо скоро счет идет уже на тысячи. В других постройках изучаются
улучшения, зачастую «многоэтажные».
Когда
вы сочтете орду своих безобразников достойной глупой смерти в битве — битва и
начинается. Или раньше готовности, но это будет означать, что вы прошляпили
момент. Тактическая составляющая тут невелика, а после запуска монгольфьера,
когда открывается вся карта, и вовсе исчезает. Дави, рой свои шахты, взрывай
чужие, потом строй линкор XVIII века, эдакую «Звезду смерти»
эпохи позднего Возрождения.
► Весьма скверная позиция для нас: армия турок контролирует ущелье и высоту, да еще и орудия режут тесный строй, как горячий нож — масло.
Если
вы застали времена безудержного разгула стратегического жанра, то наверняка
знаете, что тогда выбор был, а теперь его нет (если не смотреть на соцпакет
пенсионера вроде Age of Empires 2 HD).
Впрочем,
без «Казаков 3» не было бы вообще никакого движения на опустевшей сцене
классических RTS. А качеством они приятно
удивляли и в 2000 году, когда вышла игра «Казаки: Европейские войны». На
фоне сотен конкурентов она смотрелась колоритно, самобытно, интриговала удобной
системой боевых построений, объединяющих в отряд толпу отдельных юнитов, и не
уступала по складности механики, пусть технологический прогресс там и ограничен
двумя эпохами (XVII и XVIII века).
Последнее,
кстати, перевело привычную для тех времен гонку из одной эры в другую в нечто
двухактовое — дебют и мидгейм, так сказать.
► Австрийский кроат — отборный конник ближнего боя, а еще именно благодаря его шейному платку родились современные галстуки.
Кампанию
могли и не переделывать, однако GSC напряглись и таки сообразили пять наборов миссий, не считая обучающего. Что
приятно — и условия, и ландшафт почти каждый раз создают особую картину,
отличную от схемы «отстройся и поубивай всех», хотя в конечном итоге придется
строить и убивать.
Только
в одном задании — неприступные укрепления, кои можно обойти за бешеные деньги
через земли нейтралов, в другом — побочные поручения вроде доставки грузов, в
третьем — сражение огромных армий вообще без баз, что как бы упирает на
тактику, но с этим в «Казаках» всегда было немного сложно.
Наконец,
тексты в кампаниях написаны на удивление славно, без натянутых шуточек и
прекрасным изящным слогом.
Восстание линкоров
Самую
крепкую обиду нанесли знатокам высокой графики. Мы сами писали про сочное
полное 3D с красотами, детализацией и чуть
ли не блеском надраенных шпор. Проверьте скриншоты игры на ее странице в Steam: и там графика достаточно
хороша, чтобы занервничал последний из могикан, StarСraft 2. Ракурсы
нестандартные, тени… и все такое объемное, что хочется схватить и переставить.
► Вблизи «Казаки 3» являют свою неготовую сущность. Камеру блокировали неспроста!
В
самой игре все не столь радужно.
Во-первых,
трехмерность заметна не сразу, потому что со старта игры камеру поворачивать не
дают. Для ее поворота нужно ввести команду «freecamera» в консоль, вызываемую клавишей Enter (игра об этом не скажет, надо
лезть в поисковик).
Во-вторых,
черная гладь тумана войны, прилично смотрящаяся в 2D, уродует картинку до предела при любом ракурсе,
отличном от стандартного.
В-третьих,
в игре нет неба — просто черный фон. На детализацию я жаловаться не буду: да,
она на уровне Warcraft 3, только беда не в этом, а в
том, что сделать «Казаков 3» объемными удалось, а вот адаптировать как следует
— нет.
► При этом вид сверху частично оправдывает существование вольной камеры — раз уж вы залезли в консоль…
Стоит
ли из-за этого волноваться? Если вам принципиально важна визуальная
технологичность, то да. В остальном же «Казаки» сохранили привычный шарм,
строения всех наций отличаются друг от друга, как и наборы юнитов, хотя среди
них кое-какие стандарты все же есть.
А
если вас еще и производительность волнует, то волнуйтесь смело дальше. Игра
«вешает» почти все PC, когда накопится побольше
пушечного мяса, а уж если началась заварушка — хоть святых выноси.
Молчим
и про сетевую игру: она работает как хочет и когда хочет. Впрочем, за прошедшее
с релиза время все эти ужасы потихоньку сглаживаются. Патчи выходят почти
ежедневно — по крайней мере, GSC спешит загладить свои грехи, не
то что некоторые.
► Многие миссии выполнены в форме ролевой игры. Слева мы собираем ополчение против английских роялистов, а справа — бороздим французскую акваторию.
А
баг с копированием собственной армии, кажется, сгинул в недрах
интернет-фольклора. Туда ему и дорога. И без него в мультиплеере старые
пройдохи рвут молодежь на куски.
* * *
Выход
долгожданного продолжения «Казаков» прошел совсем не так, как мы ожидали. Как
нам и обещали, игра полностью копирует первую часть и ее сателлиты, да еще и
позволяет себе такое бесчинство в гордом одиночестве: уязвить «Казаков 3»
ничьим примером не выходит, потому что никого не осталось в живых для сравнения.
А
сама по себе игра такая же бодрая, официально трехмерная, пусть и не очень
совершенная технологически, и достаточно масштабная, чтобы поломать вам
диспетчер задач.