Dreamfall Chapters рождалась в муках. Проект, выстраданный Рагнаром Тернквистом, пережил производственный ад, смену разработчиков и концепции, успешную кампанию на Кикстартере, а также портирование на PS4. Конечный результат сложно назвать удачным.

Игра является заключительной главой стартовавшей в 1999 году саги, которая повествует о мире, разделенном на две части — технологичный Старк и сказочную Аркадию. Сюжет триквела можно условно разделить на три компонента. В Старке Сновидица Зои Кастильо выходит из комы, в которую ввела ее мать Хелена Чанг в прошлой игре серии. Пытаясь начать новую жизнь, девушка и ее парень Реза переезжают в огромный город Европолис. В это время в Аркадии апостол азади Киан Альване сбегает из тюрьмы и присоединяется к движению сопротивления, которое подкосила гибель лидера — героини первой части серии Эйприл Райан. Параллельно всему этому появляется и новый персонаж — девочка по имени Сага, которая с отцом и матерью живет в Доме всех миров, одном из самых важных мест во вселенной Dreamfall.

Проект тесно связан с предыдущими частями серии, и посторонний человек рискует увязнуть в болоте событий. При этом владельцам PS4 придется хуже всего. Первая игра выходила на компьютерах и iOS. Вторая — на PC, оригинальном Xbox и запускалась на Xbox 360. Но ни одна из них до этого не работала на PlayStation. Не зная общей предыстории, игрок будет недоумевать. Разработчики попытались исправить ситуацию — в результате в дебрях меню запрятан ролик, в котором Зои впопыхах рассказывает о событиях прошлого, однако текст выполнен на крайне низком уровне.

Основное действие игры проходит в Европолисе и Меркурии — относительно больших и детализированных локациях.

Европолис создан по лекалам Bladerunner. Атмосфера в городе крайне напряжена. Близятся выборы и все больше горожан начинают злоупотреблять местным аналогом очков виртуальной реальности, внося нестабильность в мир снов.

Зои на откуп дается район Пропасть — настоящая клоака мегаполиса, в которой живет разношерстный народ — от продавцов просроченных сосисок, исповедующих марксизм-ленинизм, до криминальный азиатских авторитетов. Вышедшая из комы героиня пытается разобраться в своих снах, взаимоотношениях с Резо и распутать правительственный заговор, который постепенно мутирует в квест по спасению всего сущего.

Меркурия — это уже зона интересов Киана. Под влиянием фашистов-азади, которые имеют явную слабость к стимпанку, город постепенно теряет свои фэнтезийные очертания и становится весьма мрачным местом. Этнические чистки, митинги местных националистов и подпольное сопротивление прилагаются. Преданному своим начальством герою предстоит разобраться в политических интригах и разгадать тайну строительства мистической башни.

С Кианом связано одно из самых идиотских решений разработчиков. Если во второй части восточный воин немного флиртовал с Эйприл Райан, то в триквеле он внезапно совершает каминг-аут, о котором разработчики говорят с особой гордостью. И тут происходит эффект “Dragon Age Инквизиции”: в фэнтезийном средневековье толерантность вовсю цветет и пахнет, а персонажи разве что не размахивают во все стороны радужными флагами. В результате разговор Киана с суровым синекожим повстанцем Лихо, по итогам которого они должны урегулировать конфликт, воспринимается исключительно как прелюдия к гей-порнухе.

Бредовости происходящему добавляет тот факт, что неожиданно появляется рыжеволосая барышня Анна, которая сохнет по спасшему ее в детстве апостолу. Создается впечатление, что на каком-то этапе разработки студия Red Thread Games решила заимствовать модную на Западе фишку и сделала апостола геем, чтобы доказать окружающим свою принадлежность к продвинутому европейскому обществу — и плевать они хотели на логичный сценарий.

Первые 10 глав сюжет развиваются крайне медленно. Зои неторопливо наворачивает круги по району, помогает раздолбанному роботу найти свое профессиональное призвание, ведет политическое расследование и ссорится со своим парнем из-за просроченных сосисок.

Непосредственно Киан налаживает связи с партизанами и пытается вычислить предателей.

Атмосфера в игре проработана весьма на достойном уровне, потому что создатели вдохновлялись массой кинопроизведений. Попадаются приятные отсылки к “Звездным Войнам”, “Разрушителю” и другим фильмам.

Большинство действующих лиц также получились запоминающимися. Особенно в этом плане повезло апостолу, который ходит с мрачным долмари Лихо и болтушкой-зиидом Эну.

Но есть и серьезные недочеты, вроде вышеупомянутой Анны, которая с головой выдает многочисленные правки сценария.

Однако на 11-й главе внезапно запускается самый настоящий калейдоскоп событий, включающий в себя ряд новых локаций, пачку старых и новых персонажей, шокирующих сцен, внезапных сюжетных поворотов и — естественно — задачу по спасению всего сущего. Все это в итоге приводит к долгожданной развязке, которая заставит фанатов серии прослезиться.

Проблема заключается в том, что в это крайне затруднительно играть из-за кошмарной оптимизации на консолях. Dreamfall Chapters — один из худших примеров разработки на базе Unity. Не спасает даже буст-мод на PS4 Pro. В простейшей комнате с минимумом окружения игра может проседать сильнее, чем на большой локации. В результате в заключительной части истории, где события постоянно скачут из одного уровня в другой, вам приходится по минуте пялиться в черный экран загрузки, который зачастую заканчивается сообщением об ошибке.

Мы также были удивлены, когда обнаружили, что версия для PS4 является ремастером. То, что некоторым персонажам сменили внешность или переделали костюмы, воспринимается совершенно нормально. Однако зачем из игры вырезали несколько глав? Скажем, довольно криво выполненный, но очень атмосферный обучающий уровень заменили на безыдейную кишку с пробежкой.

Но это меркнет по сравнению с решением разработчиков выкинуть из историю целый кусок третьей главы, посвященный диверсии повстанцев в Меркурии. Эпизод является катализатором для последующих событий, на который постоянно ссылаются другие персонажи. Да, в оба эпизода можно поиграть из раздела бонусов, но ущерб истории был нанесен катастрофический.

Геймплей также выдался неровным. Разработчики не стали изобретать велосипед и воспользовались наработками Dreamfall: The Longest Journey. Перед нами — адвенчура от третьего лица, в которой герою предстоит исследовать локации, решать простенькие головоломки, комбинировать предметы, выполнять QTE, а также вести долгие беседы с другими обитателями Старка и Аркадии.

От ряда ваших действий в диалогах зависит развитие определенных событий. Скажем, один из первых выборов повлияет на место работы Зои.

Часть заданий умудряется глючить. Скажем, когда Зои пытается помочь разолбанному роботу по кличке Дерьмобот найти профпризвание, последний может банально исчезнуть. Затык также случился и на простой задачке с поиском бутылочки вина. Активная точка никак не находилась и пришлось минут 10 бегать вокруг прилавка.

При этом какому-то сумрачному гению, корпевшему над обновленной версией, пришла в голову “гениальная” идея — переставить в середине игры ящик с квестовым предметом в другую часть карты, тем самым нарушив логическое построение задачи.

Подкачала и анимация. Когда идет театр двух голов — все вполне сносно. Однако персонажи не умеют работать шеями и торсами. Вместо этого они по стойке смирно разворачиваются на пятках на 90-180 градусов. А эпичные сцены с паркуром и стелсом выглядят как спектакль паралитиков.

***

Dreamfall Chapters на PS4 вполне можно назвать Mighty No. 9 от мира адвенчур, который встает в один ряд с Syberia III. Red Thread Games банально не смогла совладать со своими амбициями, техническими сложностями и политико-общественными взглядами. Игру сложно воспринимать в качестве цельного произведения, так как она постоянно разваливается на фрагменты различного качества исполнения. В результате проект можно порекомендовать исключительно самым стойким фанатам оригинала, которые готовы пойти на все ради любимых героев, — даже терпеть один из самых неудачных портов на современных консолях — очередную антирекламу Unity.