Студия Housemarque продолжает исследовать смежные жанры, смело шагая от аркадных экшенов с видом сверху и Bullethell шутеров к проектам в стиле Metroid. Правда, о свободе выбора, вариативности и новых умениях, открывающих ранее недоступные секции уровней, речи не идет. Housemarque лишь поверхностно копирует идею о супердевушке в бронированном костюме, противостоящей инопланетной угрозе, делая ставку на красочные взрывы, волны врагов и традиционные для себя элементы геймплея.
События Matterfall происходят в отдаленном будущем, где человечество уже давно покинуло Землю и теперь на другой планете активно использует инопланетную технологию для опасных экспериментов. В результате одной из таких ошибок разумная материя выходит из-под контроля в центре крупнейшего мегаполиса, поражая роботов и кристаллизируя людей. Теперь только специальный агент Авалон Дарроу может остановить распространение инфекции и спасти мир от окончательной катастрофы.
Прекрасная героиня может прыгать, стрелять из бластера, изменять свойства материи специальным лучом и замораживать на время мощным импульсом многочисленных врагов. Используя скромный набор навыков, вы должны зачищать уровни от противников, избегая сотен летящих в вашу сторону патронов и врагов. Фактически вам предстоит постоянно перемещаться, используя импульс, как дополнительную ступень для прыжка и уничтожать волны противников.
От уровня к уровню механика практически не меняется, только на поздних этапах прыжков по платформам и схваток с ордами зараженных механизмов становится все больше. Авторы, конечно, пытаются внести разнообразие в механизированный процесс, предлагая комнаты с нулевой гравитацией или платформы, которые предстоит материализовать или активировать лучом перед использованием, но этого явно недостаточно.
На фоне прошлых проектов студии Matterfall кажется слишком медленной и однообразной. Коридорные уровни с контрольными точками не отличаются уникальными решениями или интересными механиками. В игре нет срезов и скрытых проходов, а все секретные комнаты с кристаллами более чем очевидны.
Противники возникают из воздуха и не вызывают никакого ощущения, кроме постоянно усиливающейся скуки. Кажется, что разработчики с трудом выдавливали из себя блеклые секции, чтобы хоть как-то искусственно удлинить время сюжетной кампании.
Housemarque пытаются заинтересовать игрока, предлагая ему спасать застывших в кристаллах людей в обмен на специальное оружие — от гранаты до рельсогана — или бонусы перезарядки, но учитывая очень примитивную структуру уровней, в таком поиске не так уж много вызова.
Боссы, которые должны стать вишенкой на торте по окончанию каждого из трех миров, выглядят как растаявшее мороженое. Гигантская кибернетическая оса, бросающая в вас стогами сена, которые на самом деле куски сот, или ожившие соты, бросающие в вас все те же куски улья и, наконец, экскаватор, могут посоревноваться за звание самых скучных противников этого года. Сами с собой.
Игровая механика, где вы долго прыгаете по платформам, потом стрейфитесь, используя импульс и замораживая противников, чтобы уничтожить как можно больше волн обезумевших механизмов, напоминает о далеких 90-х. Правда, тогда дизайнерам удавалось создавать интересных боссов и добавлять к геймплею нечто большее, чем смертельные кристаллы и летящие из одной точки снаряды.
На этом фоне противники ведут себя пассивно, дожидаясь пока вы придете к ним на территорию. Никто вас не преследует и не пытается применить специальные умения, поэтому тактика выбежал-выстрелил и убежал здесь работает на все сто процентов.
Пожалуй, главное сомнительное нововведение Matterfall – это отказ от нескольких жизней. У вас есть полоска здоровья, которую можно пополнить, собирая зеленую энергию из убитых врагов, но в случае гибели вас вернут на контрольную точку. Конечно, это неплохо, но на уровнях с платформами падение вниз на кристаллы практически всегда означает гибель. Даже в старых играх вам прощали ошибку, давая еще один шанс. Но здесь авторы непреклонны — вы можете попробовать выбраться, но, скорее всего, вас будет ждать долгая загрузка и чекпоинт. И, в лучших традициях древних аркад, все спасенные люди и полученные навыки после гибели героини не сохраняются. Поэтому в случае провала, вам придется повторять все действия снова.
Уровень сложности в игре отличается только полоской вашего здоровья и количеством противников на экране. А при сражениях с боссами сложность практически не играет никакой роли. Здесь важно заучивание паттернов и точное попадание с использованием импульса в нужный временной промежуток. Прыгать через стога и град пуль – это ведь так интересно.
***
Matterfall – это первая заметная неудача в карьере Housemarque. В этом проекте нет даже яркой и технологичной графики, которой так славятся все игры от студии. Перед вами блеклая, скучная, искусственно затянутая, вторичная игра с неудачной системой сохранений и глупыми врагами. Конечно, вы можете потратить на нее три часа своей жизни, но лучше просто пропустить этот проект и обратить внимание на одну из куда более привлекательных летних новинок.