В конце сентября на просторы PSN попало финальное DLC для непомерно хардкорной Action / RPG Nioh, красноречиво названное “Конец Кровопролитию”. Мы в последний раз одели на себя чистые хидзаёрои, кабуто, котэ и прочее снаряжение самурая начала 17-го века, вслух зачитали грустное хокку, отпили саке и отправились на последнее сражение за светлое будущее Японии.

Сюжет в Nioh никогда не был сильной стороной проекта, но надвигающееся окончание истории все равно интриговало. Как выяснилось, за летней кампанией осады Осакского Замка сценаристы упрятали весьма трагичную историю, способную местами удивить и даже выдавить соленую японскую слезу под занавес.

Конечно, Team Ninja не хватают звезд с неба — сюжетно перед нами все та же Nioh. Те же серьезные лица пафосно произносят банальщину, та же постановка, то же отсутствие масштаба в местах, где он необходим… Но драма, развивающаяся вокруг полководца Санады Юкимуры и его госпожи Ёдо (главные антагонисты дополнения) действительно удалась. Сценарий не без помощи мистической бесовщины интересно обыгрывает некоторые исторические моменты, вроде загадочной гибели Юкимуры или тайны личности Тоетоми Хидеёри. Финальный аккорд не фонтанирует эпичностью, однако он получился по-хорошему сентиментальным и проникновенным.

Новая сюжетная глава вышла на порядок жирнее своих предшественниц. Она предлагает три полноценные основные миссии и девять дополнительных заданий.

Первый эпизод, увы, почти ничем интересным похвастаться не может. Уильям участвует в штурме на гору Тяусу, где укрепились силы Санады. Хотя слово “участвует” тут не к месту. Если бы не пяток вяло изображающих драку статистов далеко на фоне, вы бы не догадались, что гору штурмует кто-то, кроме Уильяма!

Весь уровень воспринимается наспех собранным из старых элементов. Новых видов врагов тут нет, не считая одинокого и грустного демона-ёкай с кусаригамой. В некоторых местах по вам будут вяло постреливать пушки. Главным препятствием станут знаменитые Смельчаки Санады, равномерно расставленные повсюду. С каждым из них мы могли сразиться еще в прошлом дополнении. Но главное разочарование — босс. Он тоже безо всяких изменений пришагал из прошлого DLC, разве что под занавес битвы к нему на подмогу придет другой босс из все того же прошлого DLC, что делает драку чертовски сложной.

Зато дальше будет куда веселее. Следующую миссию к нам в сопровождение дают парочку самураев. Уровень представляет собой череду арен, где вам втроем предстоит сражаться с отрядами упитанных монстров. Среди них затесался новый экземпляр, четырехрукие воины-ёкай. Эти ребята настолько интенсивно и больно машут сразу четырьмя катанами, что о лобовой атаке не может быть и речи. Приходится ловко забегать им за спину и кромсать кристаллические наросты, чтобы временно дезориентировать паршивцев.

Чтобы вы, чего доброго, не заскучали, арены будет расстреливать огненными плевками крылатое чудище, напоминающее дракона или виверну. Романтическое свидание с ним, разумеется, станет итогом уровня.

В третьем и последнем сюжетном задании нам в паре с Последним Великим Полководцем предстоит жаркий прорыв в замок. На пути встретятся жуткие порталы из кристаллов. Если убивать монстров неподалеку от них, амрита будет всасываться в кристаллы, оставляя Уильяма с носом. Впитав нужное количество, портал изрыгнет случайного монстра. Надо ли говорить, что уничтожать эти конструкции как можно быстрее — дело чести самурая? Завершится задание парой превосходных боссфайтов.

Помнится, мы ругали оба прошлых дополнения за череду боссов-самураев. Bloodshed’s End исправляет это недоразумение, предлагая еще и пару эпических монстров. Но нельзя обойти стороной одного гуманойдного противника, затесавшегося в дополнительном задании. В Nioh и раньше были толстые намеки на связь со вселенной Ninja Gaiden, но теперь Team Ninja решили окончательно сорвать крышу фанатам легендарной серии. Уильяма на дружеский поединок пригласит дальний предок Рю из клана Хаябуса! Орудуя Мечом Дракона, кусаригамой и сюрикенами, ниндзя знакомыми анимациями выбьет из вас все нервы и душу, а раз за разом принимать смерть от знаменитого приема Izuna Drop — бесценный ностальгический садо-мазо-опыт. В награду за победу мы сможем заполучить весь сет Ниндзя-Дракона, бонусами которого станут бесконечные сюрикены и тот самый прием.

Остальные дополнительные миссии довольно стандартны для Nioh. Арены, пробежки по знакомым уровням с другими задачами, боссы подряд, боссы одновременно — все, как мы привыкли.

Но если дуэлей с боссами вам все равно мало, то следует опробовать новый режим — Бездна. Тут мы поочередно шпигуем сталью случайных главгадов. На Уильяма перед каждым боем вешается рандомный набор неприятных эффектов, от вони (героя рвет при лечении), до возможности подхватить отравление при получении урона. Главное в Бездне — не “покидать сей бренный”, иначе придется начинать с самого начала.

Не обошлось без очередной, уже пятой по счету сложности — Way of Nioh. Это самое суровое испытание, которое способна предложить игра. Сложности в Nioh всегда предлагали много нового опыта: новые засады, приемы у врагов, измененный состав монстров, невиданные доселе сеты. Увы, автор этих строк, сточив об геймпад большие пальцы и вытянув в струну нервы, не нашел в Way of Nioh чего-то резко отличного от Way of Wise, кроме выкрученных до безумия урона и здоровья врагов. Интерес в этой сложности сугубо “диабловский”: больше опыта, более высокий порог прокачки параметров, выше уровень дропа предметов. Для трофихантеров прохождения «пути Нио”, благо, не потребуют, но снаряжение, вытянутое оттуда, облегчит некоторые садистские трофеи.

Ещё несколько расстраивает отсутствие в дополнении новых классов оружия. Эта часть Nioh всегда была главным фетишизмом, мотивирующим на перепрохождение, ведь рубить нечисть здоровенным одами и вышибать дух сверхбыстрой тонфой — принципиально разные ощущения. Немного сглаживает этот пробел наличие новых скиллов для старого оружия и нимпо Хаябусы.

Впрочем, такие упущения простительны, ведь в Bloodshed’s End разработчики сделали акцент на большой финальной главе и окончании истории. Орудий смертоубийства и глубоко закопанного постгейм-контента, до которого доберутся лишь самые фанатичные любители лута и мазохизма, в Nioh и так предостаточно. 

***

Два года мы были свидетелями того, как от первой альфа-версии до релиза, а затем от релиза и до последнего DLC разработчики оттачивали Nioh, словно одержимый мастер затачивает меч, чутко прислушиваясь к своей хардкорной аудитории. Bloodshed’s End стала достойным финалом для наших злоключений в охваченной демонами Японии. Первый Западный Самурай делает прощальный взмах катаной, Хаттори Ханзо в последний раз объявляет рассвет, глядя в блеск кошачьих глаз, а мы с нетерпением ждем новых крутых проектов от вернувших доброе имя Team Ninja.