Спортивные симуляторы выходят каждый год и давно приучили нас не ждать серьезных инноваций. Новые релизы в лучшем случае идут по пути плавного развития с небольшими изменениями от игры к игре. Лишь раз в несколько лет разработчики показывают действительно что-то новое.
Так как Konami в прошлом поколении загнала серию PES в тупик, то реорганизованной команде разработчиков пришлось в спешном темпе исправлять накопившиеся проблемы. За прошлые два года они практически полностью избавились от старых “болячек” и по всем законам игровой индустрии в этом году должны были лишь отполировать то, что было сделано в PES 2017. К счастью, команда Адама Бхатти готовила все это время новую систему анимаций, которую и представила в этом году. И если год назад мы писали, что виртуальный футбол сложно отличить от реальности, то в PES 2018 картинка стала еще более правдоподобной даже при крупных планах.
В движении игроков практически не осталось склеек и неестественности. В этом аспекте особенно радуют лицензированные футболисты, которые прошли процедуру полного сканирования. Вместе с новой анимацией и отполированной физикой мяча перепасовка и удары по воротам выглядят ещё более естественно и натурально, чем раньше.
Искусственный интеллект также был усовершенствован. Центральные нападающие с особыми навыками “лис у ворот” или “охотник за голами” всегда стараются находиться на острие и в зависимости от тактики будут ожидать навес с фланга, диагональную передачу на ход в свободную зону или поджидать мяч на месте отскока для добивания.
Раньше баланс игры был смещен в сторону так называемой “тики-таки”, а более быстрые и юркие игроки имели больше преимуществ перед защитниками, чем габаритные форварды. Играть в классический английско-немецкий футбол с навесами “на столба” было сложно. Уже в прошлом году разработчики сделали несколько шагов к балансу в этом аспекте, но лишь сейчас можно сказать, что в некоторых тактических схемах и стилях такие нападающие, как Марио Манджукич могут быть гораздо эффективнее, чем легендарный Диего Марадона. Подобное разнообразие позволяет осуществлять более продуманные тактические маневры по сравнению с прошлыми частями.
При таких обширных возможностях для атаки важно соблюсти баланс с обороной. Игра защитников мало изменилась, они часто играют сообразно своим характеристикам, а игрок должен уметь грамотно выбирать позицию и вовремя переключаться между ними, контролируя сразу несколько зон. Обороняться в PES всегда было сложнее, чем атаковать, но в данном аспекте игра претерпела небольшие на первый взгляд, но важные изменения. Вратари стали заметно сильнее и умнее, чем раньше. У них появились новые анимации, что позволило им чаще выручать в сложных ситуациях. Усиление особенно заметно по вратарям со средними показателями, которые теперь допускают меньше позиционных ошибок и могут парировать даже опасные удары.
Конечно, как и в реальном футболе, голкипер иногда ошибается, но в отличие от прошлых лет это происходит редко и выглядит естественно, а не как баг или техническая недоработка.
Стоит отметить и обновленную физику полета мяча. Она была переработана таким образом, что крученые удары (R2+Квадрат на PS4) перестали быть насколько точными, как раньше. В результате этих изменений просто пустить мяч по дуге в угол и забить гол теперь гораздо сложнее. Необходимо не только закладывать корпус и учитывать инерцию футболиста, но и выбрать более удачную позицию. Иногда лучше сильно пробить, не сближаясь с вратарем, чем пытаться закрутить мяч в дальний угол. Из-за этих изменений в поведении голкиперов, а также коррекции физики мяча, необходимый баланс между обороной и атакой был соблюден. За счет чего игры равных соперников стали более напряженными и зрелищными.
Изменениям подверглись и некоторые режимы игры. Разработчики вернули старую забаву “матч со случайным составом”. Команды генерируются по указанным параметрам, а перед стартом можно обменяться с соперником некоторыми футболистами. Это должно прийтись по вкусу тем, кто хочет просто сесть и поиграть без лишних заморочек, связанных с выбором команды и её менеджментом.
Кроме этого, в сетевом режиме появилась возможность сыграть матч три на три с друзьями или случайными игроками. Можно создать свой клан или вступить в уже существующий. Подобные опции помогают быстрее найти подходящего напарника для совместной игры. Пинать мяч со случайными людьми конечно весело, однако в полной мере этот режим раскрывается лишь при полном взаимопонимании напарников, которое достигается часами проведенных с партнерами игр. В такой команде можно придумывать множество различных хитрых маневров, которые помогут эффективнее атаковать или обороняться, ведь одна голова хорошо, а три — ещё лучше.
Кооперативный режим затронул и myClub, в котором время от времени проводятся специальные турниры. В отличие от обычных матчей три на три, здесь команды формируются случайным образом из основных футболистов, имеющихся у участников матча.
Других изменений в myClub к сожалению нет. Режим по-прежнему опирается на рулетку с выпадением случайных футболистов. Вероятность получить конкретного нужного нам в команду игрока крайне мала. Поэтому тут большое значение имеет везение, а грамотное построение команды и индивидуальное мастерство часто отходят на второй план.
Если вам не везет, то для того, чтобы собрать уникальную команду мечты с нужными игроками и тренером, необходимо десятки часов пробираться через сотни ненужных футболистов, а когда команда все же будет собрана, то скорее всего уже выйдет следующая часть…
К достоинствам этого режима можно отнести большое количество легендарных футболистов, появившихся в этом году. Кроме того, в свою команду можно заполучить знаменитого бегуна — восьмикратного олимпийского чемпиона Усейна Болта.
Что касается лицензий, то тут как всегда не густо. Есть широкий список турниров и клубов из Латинской Америки, официально присутствует Лига Чемпионов, но большая часть европейских команд представлена с измененными названиями и непонятными логотипами. Также традиционно нет Бундеслиги, а Баварию вообще не добавили даже в виде условного клуба “Die Rotten”. Немецкий футбол представлен четырьмя командами: «Дортмунд», «Байер», «Шальке» и «РБ Лейпциг».
Конечно, ситуацию смягчают пользовательские патчи, благодаря которым можно добавить в игру чемпионат Германии или любой другой на выбор, но в онлайне сыграть за созданный вручную клуб нельзя.
***
PES 2018 не просто обновил составы и механики прошлогоднего релиза, но и полноценно переработал ряд базовых аспектов. Новые анимации и искусственный интеллект футболистов открывают большие возможности для эффективной и разнообразной игры, а также еще больше приближают игровой процесс к реальному футболу. К сожалению, малое количество лицензий мешает проекту стать действительно идеальным, но Pro Evolution Soccer в первую очередь любят и ценят за глубокий геймплей. И в версии 2018 года с этим полный порядок.